Виды дизайна
Виды дизайна

Виды дизайна

Профессия дизайнера столь же обширна, как профессия врача и я не знаю, кто вкладывает в головы дизайнерам мысль, что нужно уметь всё. Не уточнив специализации, невозможно понять, чем именно занимается конкретный дизайнер. Если в резюме врача написано, что он одновременно и ЛОР, и хирург, и диетолог, между строк читается, что он ещё и клоун. То же самое и с дизайнерами.

Эта статья для начинающих дизайнеров, которая поможет узнать, какие виды дизайна бывают и как они взаимосвязаны между собой. Это нужно, чтобы правильно наметить свой фокус и перестать распылять силы на попытки заниматься всеми видами дизайна подряд.

Дизайнеры об этом как правило не задумываются и присылают мне портфолио, в которых лихо смешиваются разные виды дизайна: лендинг соседствует с сервисным приложением, где-то рядом насыпаны логотипы и визитки. Дизайнер хочет как лучше: «я могу вот так, вау, вот так могу!». А для меня это явный индикатор, что человек потратил много времени на то, что мне в нашей команде не потребуется, потому что я ищу дизайнера под проект. Он не понимает куда идёт и не имеет нужного мне опыта, поэтому приходится отказывать. Каждая работа в портфолио — это деталь из общего пазла, который помогает понять, что можно заказать у этого дизайнера.

Охватить несколько видов дизайна в своём портфолио на высоком уровне способно только мощное агентство или инхаус-команда. Одиночки же для достижения максимального эффекта вынуждены фокусироваться.

Какие портфолио попали в примеры

В некоторых видах дизайна я приведу примеры портфолио, которые на мой взгляд смотрятся убедительно и способны быть аргументом при найме или заказе проекта. Будем ближе к земле и сразу ограничим, что в выборку будут попадать только индивидуальные портфолио дизайнеров из СНГ. Не ставлю задачей найти что-то на пике моды, за что непременно надо отсыпать наград. Это просто нормальные портфолио с понятным фокусом.

Графический дизайн

Дисциплина дизайна, которая берёт за основу графику и подчиняет её дизайн-задаче. Не всякая графика является дизайном. В общем смысле графический дизайн изучает визуальное: типографику, цвета, создание макета, работу с формой, композицией, физическим и виртуальным материалом. Его цель — передать определённое сообщение средствами графики.

Обычно графические дизайнеры применяют свои знания в более специализированных отраслях, например, в иллюстрации, интерфейсах или брендинге. По моим наблюдениям большинство дизайнеров, которые называют себя графическими, занимается полиграфией и поэтому в памяти всплывает стойкая ассоциация: графический дизайнер — это про полиграфию. Однако, это не обязательно должно быть так.

Вот неплохое видео, которое вполне точно отвечает на вопрос о том, что такое графический дизайн:

Если человек осознаёт себя как графический дизайнер, он должен фокусироваться на графике, создании образов, вёрстке, цвете, типографике и композиции, работе с разными техниками и материалами. В его портфолио можно встретить логотипы, плакатный дизайн, так и абстракткное 3D. У него нет возможности погружаться в детальное проектирование и будет странно, если мы увидим в таком портфолио админку или промышленный дизайн. Очень вероятно, что такому дизайнеру пригодится умение рисовать от руки. Продемонстрировать это в портфолио — хорошая идея.

Портфолио графика будет органично смотреться на Бехансе или Редимаге. Примеры: MRFrukta, Арсений Артемьев, Даша Чистова, Дима Ширяев.

Иллюстрация

Коммерческая иллюстрация — подвид графического дизайна, близкий к чистой графике, в котором нет проектирования, а есть задача создания вспомогательного образа для основного нарратива. Такие иллюстрации постоянно встречаются в интерфейсах, сайтах и полиграфии. Иллюстрация, выполненная в графике — хорошая альтернатива использованию иллюстрации-фотографии. Иллюстрации могут быть абстрактными или изображающими определённые предметы и сюжеты. Могут быть выполнены во всём многообразии различных техник, например, изометрии или низкополигональном 3D. Некоторые иллюстраторы специализируются исключительно на иконках для мобильных приложений. Одна иконка может при этом стоить 30 000 ₽ и более.

На рисовании иллюстраций специализируются дизайнеры-иллюстраторы, а также 3D-художники и концепт-художники. Навыки иллюстрации пригодятся в дизайне для экранов.

Рисованная иллюстрация для мобильного приложения.
Рисованная иллюстрация для мобильного приложения. @balazsketyi

Анимированная 3D-иллюстрация. Outcrowd Dribbble

Портфолио иллюстратора, как и графика, чаще встречаются на Behance. Примеры портфолио: Лера Петрова, Таня Якунова, Ольга Пиляева, По портфолио Оли сразу понятен её стиль, понятно, что к ней нужно идти за растительными узорами и спокойными пастельными тонами, потому что она явно на этом специализируется.

Концепт-арт

Есть отдельная широкая категория иллюстраторов, которые рисуют концепт-арт — образы для игр и кино. Они как правило размещают свои работы на artstation.com, там совершенно другой мир и своя атмосфера. Это уже не дизайнеры в привычном смысле этого слова, а вполне себе художники, которые фокусируются на образе, а не на графическом дизайне.

Максим Костенко
Максим Костенко. Проработка персонажа. Скетчи показывают заказчику, после чего он выбирает понравившиеся варианты. Дальше художник прорисовывает принятый скетч уже более детально. Всё как дизайне интерфейсов с грубыми прототипами и финальным UI. Подробнее Максим рассказал о своей работе в интересной лекции.

Впоследствии эти образы используются в качестве эскиза при создании 3D-моделей в играх, дизайне костюмов или гриме в фильмах.

Примеры: Максим Костенко (рисовал живность для Фантастических Тварей), Мария Панфилова, Владимир Манюхин.

Дизайн полиграфии

Дизайн, который создан в рамках макета для печати на физическом носителе. Продукт такого дизайна наносится на бумагу или ткань при помощи краски: книги, журналы, плакаты, билборды, визитки, футболки, буклеты и иные печатные форматы.

Дизайнер полиграфии хорошо разбирается в технологиях печати, умеет точно передать цвета и добиться, чтобы продукция была выразительной. Классно изданную книгу приятно взять в руки и это совершенно особый тип дизайна.

В портфолио дизайнера полиграфии здорово видеть фото реальных плакатов, футболок, визиток и книг, которые он сделал. Он знает, что дизайн на бумаге воспринимается совершенно не так как на экране. Менее убедительно видеть в таких портфолио обычные макеты и экранный дизайн.

Без примеров портфолио, потому что это совсем не моя тема.

Фото:
Фото: @wellgraf

UX-дизайн

Пример UX-флоу из моей практики
Пример UX-флоу из моей практики

UX – область дизайна, которая ориентирована на проектирование пользовательского опыта. UX (uxer experience) – это создание логики, по которой человек взаимодействует с окружающей средой или интерактивной системой. Может иметь место как в экранном дизайне, так и в других его видах.

UX-дизайнеры — не обязательно графики, это проектировщики опыта, они создают сценарии взаимодействия, собирают прототипы и проводят юзабилити-тесты. С UX тесно связана область пользовательских исследований. Распространена практика, когда проектировщик делает прототипы и передаёт их в отдел исследований (User Research). Специальные люди проверяют удобство их использования на респондентах, а также проводят интервью.

Неожиданный пример UX-дизайна в медицине

Как говорил потрясающий лектор Джаред Спул в своей лекции It's a Great Time to Be A UX Designer, UX-дизайнеры могут конструировать впечатления. Он привёл пример: пугающий детей МРТ-прибор можно оформить в виде пиратского корабля, а перед сеансом МРТ выдавать детям и их родителям костюмы пиратов. Таким образом мы можем превратить серьёзную процедуру в игру и снять стресс ребёнка, переключив его внимание.

Было

image

Стало

image

Если главный инструмент графического дизайнера — это графика и визуал, то для проектировщика это способность анализировать и структурировать информацию. Он выявляет проблемы пользователей и устраняет барьеры на глубинном уровне.

Портфолио прошаренного UX-дизайнера — это чаще всего сслыка на Notion-страницу с вдумчивым описанием какой-то конкретной проблемы, описанием процесса и решения.

Notion — удачная площадка для таких портфолио, в которых нужно сделать фокус на текстовый контент и раскрыть процесс принятия решений.

Продуктовый дизайн

= дизайн продуктов

= дизайн интерфейсов

= UX/UI

Я считаю себя продуктовым дизайнером и поэтому данный раздел будет несколько объёмнее.

В широком смысле это дизайн для экранов и промышленный дизайн. Важно отметить, что продуктовый дизайнер создаёт некий продукт: приложение, веб-сервис, гаджет или прибор.

Когда говорят о продуктовом дизайне, в большинстве случаев имеют в виду комбинацию UX-дизайна и интерфейсной графики (UI).

Такой продуктовый дизайн ориентирован на экраны: проектирование порталов, всевозможных профессиональных приложений для мобильных, десктопа, часов, очков виртуальной и дополненной реальности. Отдельно можно упомянуть дизайн голосовых интерфейсов, в которых нет экрана, но сохраняются те же принципы, поскольку дисциплина проектирования пользовательского опыта универсальна.

Продуктами можно считать панели управления, крупные интернет-магазины, системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), трейдинг-интерфейсы, социальные сети.

Портфолио такого дизайнера — это всё тот же Notion, либо Behance. Многие продуктовые дизайнеры, которые занимаются UI и иллюстрации, ведут Dribbble, и это классно, но при приёме на работу это не заменит нормального портфолио.

По выбранной площадке для портфолио сразу понятно, на что дизайнер делает акцент: на графику или проектирование.

Примеры портфолио:

Денис Осадчий (Behance) — акцент на UI, при этом все работы проектные. Чувствуется интерес Дениса к брендингу.

Виталий Рубцов (Behance) — акцент на UI, чувствуется повышенное внимание к графике и эстетике.

Артур Бусилков (Notion) — явный акцент на проектирование:

Есть продуктовые дизайнеры, которые делают UI-киты на продажу. Примеры: Рома Камушкен и Дмитрий Бунин. Их портфолио — их сайты-витрины с китами.

Виталий Дорожко
Виталий Дорожко. Концепт мобильного приложения для умного дома. Слишком броский UI. Нормально для портфолио и Дрибла, но плохо для продукта, которым ежедневно пользуются.

Веб-дизайн

В широком смысле — дизайн сайтов. Теперь термин кажется устаревшим, потому что роли дизайнеров последние годы стали более узкими. Крупные сайты вроде банков и соцсетей теперь делают продуктовые дизайнеры, а рекламные вроде лендингов и спецпроектов делают маркетинговые. И если человек называет себя веб-дизайнером в 2021 году, это вызывает вопрос: «а ты из маркетинга, или из продукта?».

Дизайн текста

Недавно вошедший в употребление модный термин Максима Ильяхова, которым называют редактуру и копирайтинг. Позволяет сделать текст понятным и удобным для чтения.

Дизайнеры, занимающиеся дизайном текста, называются редакторами или копирайтерами. В отдельный подвид также можно выделить UX-копирайтинг, цель которого в том, чтобы писать тексты для продуктовых интерфейсов.

Брендинг

Создание фирменного стиля для бренда через образы: создание логотипа и символики, подбор цветовой палитры, оформление мерча, тематическое оформление интерьера, физических и виртуальных предметов. Брендинг создаёт вселенную, в центре которой находится разрабатываемый бренд. Дизайнеры, занимающиеся брендингом внутри компании, называются отделом маркетинга.

Мáркетинговый дизайн

Он же рекламный, он же агентский. Красочный подвид дизайна, который ориентирован на цели маркетинга: привлечение внимания к продукту и продажу при помощи дизайна и графики. Онлайн: баннеры, рекламные ролики, лендинги, посты в соцсетях. Офлайн: рекламная полиграфия и мерч. Маркетинговый дизайн тесно связан с брендингом.

Также сюда можно отнести коммуникационный дизайн.

📌

В интерфейсах маркетинговый дизайн может вступать в противостояние с продуктовым. Классический пример: когда отдел маркетинга хочет сделать продающий баннер побольше и поярче, продуктовая составляющая сопротивляется и пытается отстаивать интересы пользователей, которых баннер будет раздражать.

На этом я завершаю первую версию обзора видов дизайна. Она далека от завершения, но надеюсь, что она уже поможет сориентироваться, что должно быть в портфолио, а что нет.

Другие виды (на потом)

Наверх: