Заказчик

Это статья об одной из трёх базовых ролей:
Заказчик, Исполнитель, Пользователь

Заказчик представляет интересы бизнеса. В роли заказчика может быть человек или организация, занимающаяся менеджментом проекта. Заказчик должен думать в первую очередь о цифрах и планировании.

Ключевые слова заказчика

власть финансы планирование мотивация контроль

Заказчик — это двигатель проекта, предающий всем окружающим стартовый импульс.


Вот некоторые вопросы, на которые он отвечает:

1. Какова финмодель? Как продукт зарабатывает деньги?

Это самый важный вопрос в коммерческой разработке. Если заказчик не может в деталях представить, как функционирует  продукт с точки зрения бизнеса, впереди неминуемый провал.

Чтобы выпустить жизнеспособный проект, пригодятся прошлый позитивный опыт, достаточный бюджет и тотальная уверенность, что получившийся продукт будет работать так как задумано.

Ещё до начала работы над проектом заказчик знает своего пользователя: кто все эти люди, какую боль он будет снимать?  Что ими движет в принятии решения о покупке? Что мешает? Достаточно ли потенциальных клиентов, чтобы выйти в прибыль? Если предложенная схема не летит, заказчик должен внести в неё коррективы, в противном случае, проект погибнет. Выявить проблемы помогает аналитика и тестирования. Сформировать работающее решение помогает проектирование.

2. Как мотивировать?

Заказчик должен мотивировать исполнителя. Маленькая команда мотивированных профессионалов может быть эффективнее армии наёмников на зарплате.

Деньги это не единственный способ мотивировать: если работа над проектом доставляет исполнителю удовольствие, развивает профессионально и приносит новый статус, она будет выполнена быстрее и эффективнее.

3. Каковы сроки и план? Где мы сейчас?

Заказчик планирует и контролирует проект при помощи достоверной аналитики. Если нет точных сроков, невозможно спланировать проект в долгосрочной перспективе. Опытный заказчик знает, насколько успешно развивается проект по его плану: идём ли мы впереди или отстаём, каковы основные метрики и их динамика. Если никакие метрики на проекте не снимаются, это сравнимо с полётом на самолёте, у которого нет приборной доски.

4. Как сделать проект эффективнее?

Опытный заказчик постоянно анализирует проект и предпринимает шаги, которые приведут к улучшению цифр.

Заказчик наделён ответственностью за успех проекта, он контролирует ход его выполнения и развития. Отсюда возникает частая проблема: он пытается контролировать всё, «потому что все вокруг не контролируют ничего».


Крайние точки влияния

Когда заказчик имеет большое влияние на проект

Микроменеджмент — плохая ситуация, когда заказчик испытывает мало доверия к исполнителю и стремится контролировать то, что не должен: толщину линий логотипа и расположение блоков на сайте, длину волос и цвет носков дизайнера. Такой заказчик сам вредит своему проекту, отнимая у себя время и наслаждаясь властью.

 

 

Микроменеджмент замедляет процессы и лишает творческого исполнителя пространства для творчества. Опытный заказчик делегирует и доверяет исполнителю, имея возможность проверить решения аналитикой.

Как бороться с микроменеджментом

Исполнитель, который сталкивается с микроменеджментом, оказывается в некомфортных условиях. Метод борьбы — компенсировать это повышением бюджета и затягиванием сроков. Если компромисса достичь не удастся, опытный исполнитель откажется от проекта.

Работа над своим проектом

Другая ситуация большого влияния — когда заказчик и исполнитель это одно лицо. Это возможно до определённого момента на самом старте проекта и в этом есть хороший плюс: не тратится время на коммуникацию. Павел Дуров запускал Вконтакте в одиночку, о чём рассказал в своих 10 уроках. Однако, при росте проекта количество работы неминуемо увеличивается. Если заказчик не делегирует её исполнителю, проект теряет динамику роста и начинает зависеть от продуктивности одного человека.

Недостаточное влияние заказчика

Чёрный ящик — обратная ситуация, когда заказчик имеет слишком малое влияние. Устройство проекта для него словно чёрный ящик. Он не понимает, как функционирует и развивается проект, либо вообще не интересуется им, сводя свою функцию к финансированию. Всё, что внутри ящика остаётся вне его контроля. Это приводит к деморализации исполнителя и злоупотреблениям: «всё хорошо, прекрасная маркиза». В этот момент исполнитель думает: «Всё равно он не сможет проверить наши неэффективность и воровство».


Исполнитель

Alt +