3. Иерархия и творческая свобода

3. Иерархия и творческая свобода

Предыдущий пост (

) вызвал интересную дискуссию и разжёг костры Инквизиции, поэтому, я решил продолжить эту тему.

Тимлид отвечает за то, чтобы правила работы его команды были прозрачны и известны заранее. Ещё на собеседовании нужно рассказать о них и установить границы, когда у дизайнера будет творческая свобода, а когда нужно, чтобы он не препятствовал решению лида. Так удастся отсеять часть людей, которые не терпят никаких ограничений и правил. Нам с ними не по пути.

1. Увольнение — никогда не лёгкое решение

Тимлид не может разбрасываться дизайнерами и при первых признаках проблем сливать своих людей, которых сам же нанял. Это показывает его профнепригодность и может дорого обходиться компании. Конечно, он должен иметь крутые софт-скилы, кучу терпения и пытаться договариваться, когда это возможно.

В рамках продуктовой команды человека нельзя переделать и воспитать. Кардинальные сдвиги мышления происходят как правило от жизненных потрясений. Если становится понятно, что споры — это его природа, надо увольнять.

2. Нужна иерархия в решениях, а не в манере общения. Почему демократия не работает

Лучшая модель управления по факту тогда, когда нет пирамидальной иерархии, а когда сотрудники знают, что лид — линейный сотрудник.

Зависит от того, что вкладывать в понятие линейного. Клёво общаться с сотрудниками на равных, как со старыми друзьями, на «ты», и это единственно возможный для меня вариант, но это не отменяет пирамидальную иерархию в принятии решений.

Как бы этого не хотелось, на уровне решений лид не может иметь одинаковый голос с любым другим членом команды. Ему придётся тратить много энергии на политику и аргументацию перед остальной командой. Когда появляются разногласия, единственный способ принятия решений в такой структуре — голосование. Но опрос всей команды по любым вопросам ведёт к бюрократизации и замедляет работу. Вот это настоящая демократия. И тогда на одном уровне оказываются и лид с 10 годами опыта, и стажёр, не досмотревший даже видео-курс про основы дизайна на Скилбоксе.

3. Окончательное «делаем так»

Умеренный авторитаризм в решениях оптимальнее полной демократии: у команды есть право высказывать своё мнение и принимать свои решения, но нет права препираться, если тимлид сказал окончательное «делаем так» и не хочет тратить время на доказательство, что именно так правильно. Так экономится много времени на разборки.

В итоге именно он несёт ответственность за дизайн продукта, ему одному отвечать за конечный результат, поэтому, в рамках своей команды он имеет доступ на решения любого уровня, от цветов до приоритетов задач.

4. Тимлид-тиран и микроменеджмент

Если в команде нельзя открыто высказывать своё мнение и предлагать свои решения, значит, в ней нет безопасной творческой среды. Это приводит к тому, что все творческие решения принимает только тимлид, и это ужасная ситуация.

Если вам попался тимлид с таким подходом описанным выше - бегите не оборачиваясь. Особенно от заявляющих что правила дизайна должны подчиняться правилам его менеджерской вселенной. ... Указывать и подчинять своим правилам - это фича мало уверенного в себе тимлида, который только и занят тем чтобы ему наконец все подчинились и послушались

Я и не утверждал, что полное подчинение идёт на пользу. Если тимлид боится, что проект на выходе получится некачественным, у него есть опасность уйти в крайности и начать регулярно принимать решения на нижних уровнях, на которых это не принесёт пользы общему делу. Конечно, не стоит замыкать все процессы на себе и ударяться в микроменеджмент, иначе получится так как вы описали. Он будет самоутверждаться за счёт своей команды и сжигать её мотивацию.

Тимлид не в состоянии принимать все решения, иначе он сойдёт с ума и сгорит под их грузом, а дизайнеры будут операторами Фигмы и будут страдать от скуки, не имея возможности самовыразиться. Для этого нужно делегирование. Именно здесь должна появляться свобода дизайнеров. Имея её, они понимают, что их работа важна и они вносят ценный вклад в продукт.

5. Делегирование и автопилот

Не могу поддержать идею, что никакой демократии быть не может. С опытными сознательными ребятами как раз демократия и работает, они обычно ценят это и здорово расцветают, зная, что им дано право голоса, к ним прислушиваются и видят в них ценных союзников, способных наравне принимать решения.

Классная мысль про расцветающих ребят, но это работает только с дизайнерами уровня мидл и выше. Чем опытнее дизайнеры, тем больше решений им можно делегировать, потому что их решения хорошие. Здесь может возникнуть ситуация, когда решения команды сильнее решений лида, и это классно. И тогда начинает казаться, что в такой команде действует демократия, поскольку у тимлида нет причин исправлять самые основы и закручивать гайки.

В своей команде я гораздо больше контактирую с младшими дизайнерами, чем со старшими, потому что у последних в макетах почти всегда порядок и красота.