Автор:
Обновлено 3 октября 2021
28 сентября 2021 года Ноушн выложили пост о расширении программы поддержки стартапов Notion For Startups, в рамках которой стартапы могли получить от 500$ до 1 000$ для оплаты ноушн-пространства.
Промо-коды были предназначены для поддержки стартапов на тарифе Team Plan, которые подтвердили, что они действительно являются стартапами.
Разработчики допустили серьёзную уязвимость в системе промо-кодов, из-за которой не происходило никакой проверки, что пространство действительно ассоциируется со стартапом. Это привело к тому, что тысячи бесплатных и индивидуальных про-аккаунтов, а также команд со всего мира смогли зачислить себе 500$ на виртуальный счёт по промо-коду ADALOVELACE. Все коды, конечно, сейчас уже больше не работают.
Для новых аккаунтов 500$ это 10 лет пользования про-аккаунтом за 4$, при условии, что цена не повысится и списание с виртуального счёта будет происходить раз в год. Чуть позже некоторые шлифанули свой счёт ещё на 1 000$ вторым слитым промо-кодом, который предназначался для участников Notion for Startups, афилированных с партнёрами Ноушна.
В одном только канале «MAX» пост с промо-кодом просмотрели 50 000 раз, у меня на момент удаления поста о промо-коде — 15 000, что является рекордом для моего канала и показывает повышенный интерес к этой теме. 100 000 просмотров в общей сложности промо-код точно набрал. Даже если его активировал каждый десятый, это уже 5 000 000 $, которые не заработает Ноушн в течение 10 лет. Хотя обязательство хранить у себя потенциально неограниченные пользовательские данные и отвечать на запросы серверов у него остаётся.
Есть стойкое ощущение, что активаций было на порядок больше, потому что о промо-коде кто только не написал, даже китайцы. Кроме того, в этом расчёте мы вообще не учитываем второй промо-код на 1 000$, который активно разошёлся по чатикам следом. Любая программа поддержки стартапов имеет свои ограничения по бюджету и не предполагает, что вся пользовательская база соло и команд может массово взять отсрочку по платежам от месяца до 10 лет.
Техподдержка Ноушна при этом последние два дня реагировала крайне вяло и либо вообще не отвечала мне под натиском других обращений, либо долго не могла понять, что от неё хотят. Я написал просьбу о списании денег и рассказал об уязвимости. На третье моё обращение мне ответили «we know», а затем предложили вступить в программу поддержки стартапов, чтобы я смог претендовать на промо-код (чо?).
Есть ещё один продуктовый вопрос, который может значительно сэкономить расходы на Ноушн.
А нужен ли Team Plan на всю толпу?
Тариф Team Plan в Ноушне — история не до конца продуманная. Покупать его на всех членов команды для организации в размере от 3 до 100 человек особого смысла нет.
Всё дело в том, что в Ноушне есть возможность приглашать бесплатных пользователей — гостей, которые могут наравне с полноценными членами команды читать и редактировать бездонное платное пространство, а также загружать в него контент. Эта их способность делает бессмысленной покупку каждому члену команды своего персонального аккаунта за 8$ в месяц, поскольку ему и в гостях норм. Да, они видят плашку «You are a guest», не могут делать приватные страницы и всё делают только «на виду» у мемберов в общем пространстве, но зато организация сильно экономит. А при желании админ пространства может изгнать всех лишних из определённой страницы и сделать её персональной для нужного гостя.
В этом месте более осознанная политика у Фигмы, которая списывает деньги за эдитора, поэтому счёт на 100 эдиторов стоит 1 200$ в месяц при ежегодной оплате. Единственный смысл покупать Team Plan в Ноушне — чтобы был второй админ-аккаунт с доступом к пространству для подстраховки. Итого, если наша задача в Ноушне — иметь 100 эдиторов, достаточно купить Team Plan из 2 эдиторов и пригласить 98 гостей с правом редактирования. Если же мы хотим 100 эдиторов в Фигме, придётся покупать 100 платных аккаунтов.
Получается, что в этой ситуации Ноушну можно платить 16$ в месяц против 1 200$ в Фигме.
Любая команда на Team Plan, получившая 500$, технически может похудеть до двух эдиторов и бесплатно использовать Ноушн 2,5 года без ограничений роста.
А корпорации?
Есть третий тип тарифа в Ноушне, который является основой его кормовой базы — это Enterprise, план для корпоративных клиентов. На нём двумя мемберами не отделаешься, нужно покупать полноценный аккаунт за 20$ всем участникам, чтобы доступы в пространство выдавались по интеграции Single Sign-On автоматом и не надо было напрягать админа, чтобы выдавал доступы вручную. Когда рядовой пользователь увольняется из корпорации, доступы отзываются. Кроме того, можно добавлять пользователей в группы, чтобы в один клик выдавать тонко настроенные доступы к страницам, которые позволено видеть в этой группе. Гостей в группы добавлять нельзя. Если у нас в корпорации хотя бы 300 человек, Ноушн будет стоить ей уже 6 000$ в месяц. Поэтому, в корпорации они очень целятся. Но таких аккаунтов не может быть много. Не верю, что соло-аккаунты составляют незначительную часть их клиентской базы, поскольку корпоративных клиентов сильно меньше, чем соло и стартапов.
Про невроз
Процитирую пост Алексея Бородкина из канала «Хуикс»:
Когда вы видите и понимаете, как человек переживает, страдает и что ему плохо, и вам самому от этого не очень хорошо - это эмпатия, очень важный навык как для UX-специалиста, так и для нормального человека. ... Но когда вы видите некую продуктовую механику, которая работает определенным образом (без всяких дополнительных объяснений), и паритесь по этому поводу, это невроз и набор высосанных из пальца умопостроений, которые яйца выеденного не стоят в сравнении с реальностью. Мы не знаем, баг это или фича, в минус или плюс работает экономика, и знать не можем - продуктовые механики могут быть самыми разными и хитрыми.
Когда ты видишь, что промо-код массово позволяет всем желающим получать платный доступ к продукту на десятилетие, это заставляет париться за его стратегию. Особенно, если используешь его по 8 часов в день и хранишь в нём много ценного. Если из любого банкомата твоего банка на пол веером летят купюры, это не повод их ловить мешки и радоваться, объясняя это продуктовой механикой и пиар-акцией, а повод срочно звонить в техподдержку, потому что рано или поздно кэш закончится и будут негативные последствия.
Макс из канала «MAX» тоже по мне прошёлся:
Жалеть людей, выставляя свою благодетель напоказ и осуждая других — вот это, как мне кажется, очень хитрая история.
В своём посте я никого не осуждал и не призывал всех возвращать зачисленное за купоны. Но я принял решение сделать это в соответствии со своими принципами, и рассказал своей аудитории, что считаю для себя ошибкой использовать такой промо-код. Было бы нелогично сначала выкладывать его, а потом тихо удалять пост.
Что дальше?
Уверен, что мы скоро получим официальное заявление от Ноушна о том, что они предприняли сделать. Уже сейчас право на участие в Notion For Startups нужно подтверждать дополнительно. Мне кажется, сейчас у них один нормальный вариант: списать с аккаунтов лишнее и смириться с репутационными потерями из-за возникшего негатива. В конец концов, те, кто активировал коды, не имели на это формального права.
Привязанные виртуалки от предприимчивых ребят из России не сделают Ноушну ни горячо, ни холодно, поскольку те всё равно не врубаются в этот продукт и не будут им пользоваться за деньги. Если они решат вопрос с балансами, всё произошедшее можно будет назвать успешной кампанией по повышению узнаваемости.
Я веду /designer — телеграм-канал о продуктовом дизайне и проектировании.