Феил с промо-кодами

Феил с промо-кодами

Автор: Саша ОкуневСаша Окунев

Обновлено 3 октября 2021

28 сентября 2021 года Ноушн выложили пост о расширении программы поддержки стартапов Notion For Startups, в рамках которой стартапы могли получить от 500$ до 1 000$ для оплаты ноушн-пространства.

⚠️
3 октября всем, кто активировал промо-коды, пришло письмо о списании зачисленной суммы. Считаю решение Ноушна верным, но подача коммуникации не на высоте. Могли бы признать косяк со своей стороны и снизить потенциальный негатив.

Промо-коды были предназначены для поддержки стартапов на тарифе Team Plan, которые подтвердили, что они действительно являются стартапами.

Разработчики допустили серьёзную уязвимость в системе промо-кодов, из-за которой не происходило никакой проверки, что пространство действительно ассоциируется со стартапом. Это привело к тому, что тысячи бесплатных и индивидуальных про-аккаунтов, а также команд со всего мира смогли зачислить себе 500$ на виртуальный счёт по промо-коду ADALOVELACE. Все коды, конечно, сейчас уже больше не работают.

Для новых аккаунтов 500$ это 10 лет пользования про-аккаунтом за 4$, при условии, что цена не повысится и списание с виртуального счёта будет происходить раз в год. Чуть позже некоторые шлифанули свой счёт ещё на 1 000$ вторым слитым промо-кодом, который предназначался для участников Notion for Startups, афилированных с партнёрами Ноушна.

В одном только канале «MAX» пост с промо-кодом просмотрели 50 000 раз, у меня на момент удаления поста о промо-коде — 15 000, что является рекордом для моего канала и показывает повышенный интерес к этой теме. 100 000 просмотров в общей сложности промо-код точно набрал. Даже если его активировал каждый десятый, это уже 5 000 000 $, которые не заработает Ноушн в течение 10 лет. Хотя обязательство хранить у себя потенциально неограниченные пользовательские данные и отвечать на запросы серверов у него остаётся.

Есть стойкое ощущение, что активаций было на порядок больше, потому что о промо-коде кто только не написал, даже китайцы. Кроме того, в этом расчёте мы вообще не учитываем второй промо-код на 1 000$, который активно разошёлся по чатикам следом. Любая программа поддержки стартапов имеет свои ограничения по бюджету и не предполагает, что вся пользовательская база соло и команд может массово взять отсрочку по платежам от месяца до 10 лет.

Техподдержка Ноушна при этом последние два дня реагировала крайне вяло и либо вообще не отвечала мне под натиском других обращений, либо долго не могла понять, что от неё хотят. Я написал просьбу о списании денег и рассказал об уязвимости. На третье моё обращение мне ответили «we know», а затем предложили вступить в программу поддержки стартапов, чтобы я смог претендовать на промо-код (чо?).

Есть ещё один продуктовый вопрос, который может значительно сэкономить расходы на Ноушн.

А нужен ли Team Plan на всю толпу?

Тариф Team Plan в Ноушне — история не до конца продуманная. Покупать его на всех членов команды для организации в размере от 3 до 100 человек особого смысла нет.

Всё дело в том, что в Ноушне есть возможность приглашать бесплатных пользователей — гостей, которые могут наравне с полноценными членами команды читать и редактировать бездонное платное пространство, а также загружать в него контент. Эта их способность делает бессмысленной покупку каждому члену команды своего персонального аккаунта за 8$ в месяц, поскольку ему и в гостях норм. Да, они видят плашку «You are a guest», не могут делать приватные страницы и всё делают только «на виду» у мемберов в общем пространстве, но зато организация сильно экономит. А при желании админ пространства может изгнать всех лишних из определённой страницы и сделать её персональной для нужного гостя.

В этом месте более осознанная политика у Фигмы, которая списывает деньги за эдитора, поэтому счёт на 100 эдиторов стоит 1 200$ в месяц при ежегодной оплате. Единственный смысл покупать Team Plan в Ноушне — чтобы был второй админ-аккаунт с доступом к пространству для подстраховки. Итого, если наша задача в Ноушне — иметь 100 эдиторов, достаточно купить Team Plan из 2 эдиторов и пригласить 98 гостей с правом редактирования. Если же мы хотим 100 эдиторов в Фигме, придётся покупать 100 платных аккаунтов.

Получается, что в этой ситуации Ноушну можно платить 16$ в месяц против 1 200$ в Фигме.

Любая команда на Team Plan, получившая 500$, технически может похудеть до двух эдиторов и бесплатно использовать Ноушн 2,5 года без ограничений роста.

А корпорации?

Есть третий тип тарифа в Ноушне, который является основой его кормовой базы — это Enterprise, план для корпоративных клиентов. На нём двумя мемберами не отделаешься, нужно покупать полноценный аккаунт за 20$ всем участникам, чтобы доступы в пространство выдавались по интеграции Single Sign-On автоматом и не надо было напрягать админа, чтобы выдавал доступы вручную. Когда рядовой пользователь увольняется из корпорации, доступы отзываются. Кроме того, можно добавлять пользователей в группы, чтобы в один клик выдавать тонко настроенные доступы к страницам, которые позволено видеть в этой группе. Гостей в группы добавлять нельзя. Если у нас в корпорации хотя бы 300 человек, Ноушн будет стоить ей уже 6 000$ в месяц. Поэтому, в корпорации они очень целятся. Но таких аккаунтов не может быть много. Не верю, что соло-аккаунты составляют незначительную часть их клиентской базы, поскольку корпоративных клиентов сильно меньше, чем соло и стартапов.

Про невроз

Процитирую пост Алексея Бородкина из канала «Хуикс»:

Когда вы видите и понимаете, как человек переживает, страдает и что ему плохо, и вам самому от этого не очень хорошо - это эмпатия, очень важный навык как для UX-специалиста, так и для нормального человека. ... Но когда вы видите некую продуктовую механику, которая работает определенным образом (без всяких дополнительных объяснений), и паритесь по этому поводу, это невроз и набор высосанных из пальца умопостроений, которые яйца выеденного не стоят в сравнении с реальностью. Мы не знаем, баг это или фича, в минус или плюс работает экономика, и знать не можем - продуктовые механики могут быть самыми разными и хитрыми.

Когда ты видишь, что промо-код массово позволяет всем желающим получать платный доступ к продукту на десятилетие, это заставляет париться за его стратегию. Особенно, если используешь его по 8 часов в день и хранишь в нём много ценного. Если из любого банкомата твоего банка на пол веером летят купюры, это не повод их ловить мешки и радоваться, объясняя это продуктовой механикой и пиар-акцией, а повод срочно звонить в техподдержку, потому что рано или поздно кэш закончится и будут негативные последствия.

Макс из канала «MAX» тоже по мне прошёлся:

Жалеть людей, выставляя свою благодетель напоказ и осуждая других — вот это, как мне кажется, очень хитрая история.

В своём посте я никого не осуждал и не призывал всех возвращать зачисленное за купоны. Но я принял решение сделать это в соответствии со своими принципами, и рассказал своей аудитории, что считаю для себя ошибкой использовать такой промо-код. Было бы нелогично сначала выкладывать его, а потом тихо удалять пост.

Что дальше?

Уверен, что мы скоро получим официальное заявление от Ноушна о том, что они предприняли сделать. Уже сейчас право на участие в Notion For Startups нужно подтверждать дополнительно. Мне кажется, сейчас у них один нормальный вариант: списать с аккаунтов лишнее и смириться с репутационными потерями из-за возникшего негатива. В конец концов, те, кто активировал коды, не имели на это формального права.

🧑‍💻
Интересно, могут ли они по логам отличить тех, кто ранее имел какие-то деньги на балансе, от тех, кто его пополнил в течение последних дней через промо-коды. Также интересно, как будут технически решать возникшую проблему.

Привязанные виртуалки от предприимчивых ребят из России не сделают Ноушну ни горячо, ни холодно, поскольку те всё равно не врубаются в этот продукт и не будут им пользоваться за деньги. Если они решат вопрос с балансами, всё произошедшее можно будет назвать успешной кампанией по повышению узнаваемости.

Я веду /designer — телеграм-канал о продуктовом дизайне и проектировании.