#снек 26. Основы коммуникации, часть 3. Каналы

Кратко

Какие бывают каналы коммуникации и для чего лучше использовать каждый из них?

Темы
#снек#первые_шаги#майндсет
Дата
January 15, 2024

Продолжаем серию снеков про основы коммуникации. В предыдущих сериях: про доверие заказчика, коммуникацию с ЛПР.

Важно уметь подбирать канал, чтобы каждое наше действие по проекту вело к максимальному эффекту.

Каналы могут быть синхронными и асинхронными.

Синхронные — встреча или созвон, предполагают взаимодействие в реальном времени, они как правило доступны нам реже, но принятие решений в таком формате происходит гораздо быстрее. Как минимум дважды крайне желательно встретиться с ЛПР синхронно: на установочной встрече и на финальной презентации дизайна. Если этого не сделать, быть на одной волне с ЛПР будет сложнее.

Асинхронные — почта, тикеты, телеграм-чаты, комментарии в Figma или Notion. Они позволяют медленно анализировать большие объёмы информации в спокойной обстановке, а также отслеживать, когда произошло что-то важное. Однако, все асинхронные каналы имеют существенный недостаток: информация может искажаться при передаче, поскольку каждый читатель интерпретирует текст по-своему. Когда отсутствует быстрая обратная связь, возникает дискоммуникация, которая делает рабочий процесс тяжелее и откладывает срок принятия дизайна.

Все эти каналы нужны в определённых контекстах и могут дополнять друг друга.

  • Личная встреча с ЛПР помогает сохранить доверие. О том, что мы двигаем сроки лучше говорить лично.
  • Невовремя отправленное и неосторожно составленное письмо о сдвиге сроков может быть потеряно или не понято, что может привести к конфликту, хотя контент будет тот же — мы сдвинем сроки.
  • Встречаться с каждым из 10 членов команды, чтобы донести до них простое сообщение — ужасно дорого и вызывает фейспалм всей команды. Зато его можно доставить одним постом в телеграм-чате и все массово будут в курсе.
  • Заводить телеграм-чат для единичной задачи, которую можно сделать за одно письмо и одну встречу — бессмыслено, чат быстро заснёт, а люди будут ругаться, что их добавили в очередной сотый бессмысленный чат.

Личная встреча — сложно, редко, стресс, затратно по времени. Помогает выстроить доверие и за минимум времени решить самые сложные вопросы.

Дальше хочу поделиться своим любимым мощным лайфхаком, который помогает в коммуникации: когда идёт встреча, у нас перед глазами план обсуждения и мои текущие записи в Notion на экране или проекторе. Я всегда шарю свой экран и заказчик видит, что я печатаю в реальном времени. Если я что-то неточно записал, меня исправят. Так я создаю общую визуальную среду, где полагаюсь не только на слух, но и на зрительный канал. Это очень помогает вести встречи, хотя важно соблюдать меры предосторожности, например, не шерить личный Телеграм или открытую почту.

Созвон — всё-ещё сложно и затратно, но работает в качестве замены личной встречи. Не считываем мимику и язык тела, хуже слышно, особенно, если в просторную переговорку со стеклянными стенами набилась вся команда из 12 человек. Слушать созвон, который ведёт кто-то другой, ещё нормально, но вести созвоны самому гораздо менее приятно, чем личные встречи. Совет с шерингом экрана работает и здесь.

Письмо — это что-то супер-редкое и официальное, как правило для первого контакта и финального уведомления топам, что работа сделана. Предполагаю, что письмо прочитают за 1 день — для ежедневной бодрой работы не годится, слишком низкая скорость доставки.

Чат команды в Телеграме — главный центр управления, где ЛПР и остальная команда узнаёт, что что-то произошло и сигнализирует о проблемах. Имеет смысл заводить новый чат, только если вы работаете регулярно по потоку задач, либо задача длится какое-то время.

Самое важное должно быть зафиксировано письменно, в Notion или другом текстовом формате, к которому можно вернуться в случае спора.

Ноушн или Конфа — база знаний проекта, которая ускоряет коммуникацию в больших проектах с типовыми процессами. Если хотим, чтобы были единые стандарты работы, пишем гайды на типовые процессы и собираем упорядоченные данные в базу, чтобы в нужный момент просто скинуть ссылку в чат. Если личные встречи и чаты — это скелет нашего проекта, то база знаний это его мышцы. Требует затрат на создание, но в больших командах без неё невозможно, потому что затрат на коммуникацию будет ещё больше.

Дальше поговорим про выстраивание рамок и фасилитацию встреч.

@slashdesigner #первые_шаги #майндсет