Подражание паттернам в интерфейсах это хорошо

Наблюдения о продуктовом дизайне и плагиате и сравнение его с типографикой.

Саша Окунев 25 сентября 2018 #первые_шаги

Продуктовый дизайн — это не искусство и не красивая картинка. В искусстве ценится уникальность и презирается плагиат. Продуктовый дизайн — инженерная область, где подражание хорошим решениям благотворно сказывается на продукте, потому что унификация несёт пользу людям. Им не нужно привыкать к разным паттернам.

Продуктовый дизайн не про анимацию UI-элементов, а про проверенные решения, компоненты, токены и тесты на контраст. Если убрать анимацию, дизайн останется и не потеряет функциональности.

Чем больше похож будет дизайн на то, что знакомо пользователю, тем проще ему разобраться в новом продукте и тем эффективнее интерфейс выполнит поставленную задачу. Прежде чем выдумывать уникальный дизайн, следует пройти через стадию подражания.

Фигма и Фреймер слизали удачные решения у Скетча. Скетч слизал решения у Иллюстратора и Фотошопа. Любой продукт имеет свой прообраз. Это эволюция, которая оставляет за бортом истории неэффективный дизайн. Повторить удачное решение гораздо лучше, чем придумать неудачное, от которого будут страдать пользователи. Этим интерфейсы роднятся с типографикой, у которой может быть похожая задача. Делая шрифт, дизайнеры не придумывают новые клёвые буквы помимо тех, что есть в алфавите.

Если у читателя базовая цель — быстро прочитать текст, лучше сработает знакомая классика. Есть шрифты, к которым все привыкли. Они первоклассно справляются с этой задачей и безлики настолько, что их особенностей вообще не замечаешь. Например, ставшие стандартом Helvetica, Roboto или San Francisco. Это безопасная зона, где сложнее ошибиться. Их делали лучшие из лучших. Неумелый отход от классики понижает читаемость, а значит, удаляет нас от изначальной цели. Лучше читать текст на Гельветике, чем продираться через вычурный и ужасно креативный акцидентный шрифт. И Гельветики не появилось бы на свет, если бы в 19 веке не было Akzidenz-Grotesk.

То же самое я вижу в интерфейсах. Если у читателя базовая цель в том, чтобы быстро получить пользу, буйство креатива лишь мешает и раздувает бюджет проекта, давая дизайнеру предлог срубить бабла на овердизайне. Лучше начать с базы: минимализма, аскетичных цветов и стандартных UI-элементов. Если не зная базу начать рисовать что-то принципиально новое, получится треш. За буйством креатива идите к иллюстраторам и их образным решениям. Их задача в том, чтобы передать образ.

/designer/designer

— образовательный телеграм-канал о продуктовом дизайне и инструментах для него, о карьере дизайнера и эмиграции. Опечатки и обратную связь → @okunev