Фрагментация смысла

Фрагментация смысла

Фрагментация смысла — распространённая ошибка дизайна, когда финальный дизайн обретает новые смыслы, которые нарочно не закладывались. Благодаря ей существует Идиотека, где собрано множество фейлов. Проблема возникает, когда дизайнер не видит полной картины, в которой будет жить его макет.

Пример 1: ЕБЛЕНИЕ МУЗДО

Обязательная по законодательству надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»  была обрезана гранями коробки.

Виноват дизайнер упаковки, который не учёл формат, а мыслил только развёрткой упаковки. На развёртке надпись читалась.

Как надо было: писать всю надпись более мелко на одной стороне.

image

Пример 2: Японский ресторан Бургер Кинг

Более сложный пример. ФС произошла из-за того, что нарушено

, подпись Ниямы визуально слилась с логотипом Бургер Кинга. В результате родился новый японский фаст-фуд.

Это произошло, потому что исполнители всех трёх вывесок были загнаны в жёсткие рамки: им сказали, что вывеска обязательно должна быть горизонтальной. Если бы вывески были расположены тремя модулями, фрагментации не возникло.

Москва, м. Проспект Вернадского. Фото:
Москва, м. Проспект Вернадского. Фото: Вацхлав Пшенович, апрель 2018

Ситуация усугубляется тем, что коричневый фон Ниямы гармонично сочетается с красным фоном Бургер Кинга, поскольку это тёплые цвета. Не возникает ощущения визуального диссонанса.

При этом, скорее всего, исполнители вывесок не координировали свои действия и не могли учитывать, как будет выглядеть здание в итоге. Предполагаю, что они знали только размер своей вывески от заказчика. Отсутствие мониторинга и обратной связи ведёт к ошибкам.

В этой ситуации виноват управляющий, который не координировал все три вывески, не разбирался в дизайне и не знал о правиле близости.

Пример 3: Википедия и список людей, сожжённых заживо

Фрагментация смысла часто возникает в интерфейсах. Это происходит, когда часть контента генерируется автоматически, а часть создаётся пользователями. В данном примере к странице списка был применён шаблон списков и поэтому в нём появился блок, мотивирующая пользователей дополнять контент. Автоматически созданный блок конфликтует со смыслом всей страницы. Машина не знает, что сжигать людей плохо.