Виды дизайна

Виды дизайна

Профессия дизайнера столь же обширна, как профессия врача и я не знаю, кто вкладывает в головы дизайнерам мысль, что нужно уметь всё. Не уточнив специализации, невозможно понять, чем именно занимается конкретный дизайнер. Если в резюме врача написано, что он одновременно и ЛОР, и хирург, и диетолог, между строк читается, что он ещё и клоун. То же самое и с дизайнерами.

Эта статья для начинающих дизайнеров, которая поможет узнать, какие виды дизайна бывают и как они взаимосвязаны между собой. Это нужно, чтобы правильно наметить свой фокус и перестать распылять силы на попытки заниматься всеми видами дизайна подряд.

Дизайнеры об этом как правило не задумываются и присылают мне портфолио, в которых лихо смешиваются разные виды дизайна: лендинг соседствует с сервисным приложением, где-то рядом насыпаны логотипы и визитки. Дизайнер хочет как лучше: «я могу вот так, вау, вот так могу!». А для меня это явный индикатор, что человек потратил много времени на то, что мне в нашей команде не потребуется, потому что я ищу дизайнера под проект. Он не понимает куда идёт и не имеет нужного мне опыта, поэтому приходится отказывать. Каждая работа в портфолио — это деталь из общего пазла, который помогает понять, что можно заказать у этого дизайнера.

Охватить несколько видов дизайна в своём портфолио на высоком уровне способно только мощное агентство или инхаус-команда. Одиночки же для достижения максимального эффекта вынуждены фокусироваться.

Какие портфолио попали в примеры

В некоторых видах дизайна я приведу примеры портфолио, которые на мой взгляд смотрятся убедительно и способны быть аргументом при найме или заказе проекта. Будем ближе к земле и сразу ограничим, что в выборку будут попадать только индивидуальные портфолио дизайнеров из СНГ. Не ставлю задачей найти что-то на пике моды, за что непременно надо отсыпать наград. Это просто нормальные портфолио с понятным фокусом.

Графический дизайн

Дисциплина дизайна, которая берёт за основу графику и подчиняет её дизайн-задаче. Не всякая графика является дизайном. В общем смысле графический дизайн изучает визуальное: типографику, цвета, создание макета, работу с формой, композицией, физическим и виртуальным материалом. Его цель — передать определённое сообщение средствами графики.

Обычно графические дизайнеры применяют свои знания в более специализированных отраслях, например, в иллюстрации, интерфейсах или брендинге. По моим наблюдениям большинство дизайнеров, которые называют себя графическими, занимается полиграфией и поэтому в памяти всплывает стойкая ассоциация: графический дизайнер — это про полиграфию. Однако, это не обязательно должно быть так.

Вот неплохое видео, которое вполне точно отвечает на вопрос о том, что такое графический дизайн:

Если человек осознаёт себя как графический дизайнер, он должен фокусироваться на графике, создании образов, вёрстке, цвете, типографике и композиции, работе с разными техниками и материалами. В его портфолио можно встретить логотипы, плакатный дизайн, так и абстракткное 3D. У него нет возможности погружаться в детальное проектирование и будет странно, если мы увидим в таком портфолио админку или промышленный дизайн. Очень вероятно, что такому дизайнеру пригодится умение рисовать от руки. Продемонстрировать это в портфолио — хорошая идея.

Портфолио графика будет органично смотреться на Бехансе или Редимаге. Примеры: MRFrukta, Арсений Артемьев, Даша Чистова, Дима Ширяев.

Иллюстрация

Коммерческая иллюстрация — подвид графического дизайна, близкий к чистой графике, в котором нет проектирования, а есть задача создания вспомогательного образа для основного нарратива. Такие иллюстрации постоянно встречаются в интерфейсах, сайтах и полиграфии. Иллюстрация, выполненная в графике — хорошая альтернатива использованию иллюстрации-фотографии. Иллюстрации могут быть абстрактными или изображающими определённые предметы и сюжеты. Могут быть выполнены во всём многообразии различных техник, например, изометрии или низкополигональном 3D. Некоторые иллюстраторы специализируются исключительно на иконках для мобильных приложений. Одна иконка может при этом стоить 30 000 ₽ и более.

На рисовании иллюстраций специализируются дизайнеры-иллюстраторы, а также 3D-художники и концепт-художники. Навыки иллюстрации пригодятся в дизайне для экранов.

Рисованная иллюстрация для мобильного приложения.
Рисованная иллюстрация для мобильного приложения. @balazsketyi

Анимированная 3D-иллюстрация. Outcrowd Dribbble

Портфолио иллюстратора, как и графика, чаще встречаются на Behance. Примеры портфолио: Лера Петрова, Таня Якунова, Ольга Пиляева, По портфолио Оли сразу понятен её стиль, понятно, что к ней нужно идти за растительными узорами и спокойными пастельными тонами, потому что она явно на этом специализируется.

Концепт-арт

Есть отдельная широкая категория иллюстраторов, которые рисуют концепт-арт — образы для игр и кино. Они как правило размещают свои работы на artstation.com, там совершенно другой мир и своя атмосфера. Это уже не дизайнеры в привычном смысле этого слова, а вполне себе художники, которые фокусируются на образе, а не на графическом дизайне.

Максим Костенко
Максим Костенко. Проработка персонажа. Скетчи показывают заказчику, после чего он выбирает понравившиеся варианты. Дальше художник прорисовывает принятый скетч уже более детально. Всё как дизайне интерфейсов с грубыми прототипами и финальным UI. Подробнее Максим рассказал о своей работе в интересной лекции.

Впоследствии эти образы используются в качестве эскиза при создании 3D-моделей в играх, дизайне костюмов или гриме в фильмах.

Примеры: Максим Костенко (рисовал живность для Фантастических Тварей), Мария Панфилова, Владимир Манюхин.

Дизайн полиграфии

Дизайн, который создан в рамках макета для печати на физическом носителе. Продукт такого дизайна наносится на бумагу или ткань при помощи краски: книги, журналы, плакаты, билборды, визитки, футболки, буклеты и иные печатные форматы.

Дизайнер полиграфии хорошо разбирается в технологиях печати, умеет точно передать цвета и добиться, чтобы продукция была выразительной. Классно изданную книгу приятно взять в руки и это совершенно особый тип дизайна.

В портфолио дизайнера полиграфии здорово видеть фото реальных плакатов, футболок, визиток и книг, которые он сделал. Он знает, что дизайн на бумаге воспринимается совершенно не так как на экране. Менее убедительно видеть в таких портфолио обычные макеты и экранный дизайн.

Без примеров портфолио, потому что это совсем не моя тема.

Фото:
Фото: @wellgraf

UX-дизайн

Пример UX-флоу из моей практики
Пример UX-флоу из моей практики

UX – область дизайна, которая ориентирована на проектирование пользовательского опыта. UX (user experience) – это создание логики, по которой человек взаимодействует с окружающей средой или интерактивной системой. Может иметь место как в экранном дизайне, так и в других его видах.

UX-дизайнеры — не обязательно графики. Это прежде всего инженеры и проектировщики опыта, они создают сценарии взаимодействия, собирают прототипы и проводят юзабилити-тесты. С UX тесно связана область пользовательских исследований.

Распространена практика, когда проектировщик делает прототипы и передаёт их в отдел исследований (User Research). Специальные люди проверяют удобство их использования на респондентах, а также проводят интервью.

Неожиданный пример UX-дизайна в медицине

Как говорил потрясающий лектор Джаред Спул в своей лекции It's a Great Time to Be A UX Designer, UX-дизайнеры могут конструировать впечатления. Он привёл пример: пугающий детей МРТ-прибор можно оформить в виде пиратского корабля, а перед сеансом МРТ выдавать детям и их родителям костюмы пиратов. Таким образом мы можем превратить серьёзную процедуру в игру и снять стресс ребёнка, переключив его внимание.

Было

image

Стало

image

Если главный инструмент графического дизайнера — это графика и визуал, то для проектировщика это способность анализировать и структурировать информацию. Он выявляет проблемы пользователей и устраняет барьеры на глубинном уровне.

Портфолио прошаренного UX-дизайнера — это чаще всего сслыка на Notion-страницу с вдумчивым описанием какой-то конкретной проблемы, описанием процесса и решения.

Notion — удачная площадка для таких портфолио, в которых нужно сделать фокус на текстовый контент и раскрыть процесс принятия решений.

Продуктовый дизайн

= дизайн продуктов

= дизайн интерфейсов

= UX/UI

В широком смысле это дизайн для экранов и промышленный дизайн. Важно отметить, что продуктовый дизайнер создаёт некий продукт: приложение, веб-сервис, гаджет или иной физический прибор.

Когда говорят о продуктовом дизайне, в большинстве случаев имеют в виду комбинацию UX-дизайна и интерфейсной графики (UI).

Такой продуктовый дизайн ориентирован на экраны: проектирование порталов, всевозможных профессиональных приложений для мобильных, десктопа, часов, очков виртуальной и дополненной реальности. Отдельно можно упомянуть дизайн голосовых интерфейсов, в которых нет экрана, но сохраняются те же принципы, поскольку дисциплина проектирования пользовательского опыта универсальна.

Продуктами можно считать панели управления, крупные интернет-магазины, системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), трейдинг-интерфейсы, социальные сети.

Портфолио такого дизайнера — это всё тот же Notion, либо Behance. Многие продуктовые дизайнеры, которые занимаются UI и иллюстрации, ведут Dribbble, и это классно, но при приёме на работу это не заменит нормального портфолио.

По выбранной площадке для портфолио сразу понятно, на что дизайнер делает акцент: на графику или проектирование.

Примеры портфолио:

Денис Осадчий (Behance) — акцент на UI, при этом все работы проектные. Чувствуется интерес Дениса к брендингу.

Виталий Рубцов (Behance) — акцент на UI, чувствуется повышенное внимание к графике и эстетике.

Артур Бусилков (Notion) — явный акцент на UX:

Есть продуктовые дизайнеры, которые делают UI-киты на продажу. Примеры: Рома Камушкен и Дмитрий Бунин. Их портфолио — их сайты-витрины с китами.

Виталий Дорожко
Виталий Дорожко. Концепт мобильного приложения для умного дома. Слишком броский UI. Нормально для портфолио и Дрибла, но плохо для продукта, которым ежедневно пользуются.

Веб-дизайн

В широком смысле — дизайн сайтов. Теперь термин кажется устаревшим, потому что роли дизайнеров последние годы стали более узкими. Крупные сайты вроде банков и соцсетей теперь делают продуктовые дизайнеры, а рекламные вроде лендингов и спецпроектов делают маркетинговые. И если человек называет себя веб-дизайнером в 2021 году, это вызывает вопрос: «а ты из маркетинга, или из продукта?».

Дизайн текста

Недавно вошедший в употребление модный термин Максима Ильяхова, которым называют редактуру и копирайтинг. Позволяет сделать текст понятным и удобным для чтения.

Дизайнеры, занимающиеся дизайном текста, называются редакторами или копирайтерами. В отдельный подвид также можно выделить UX-копирайтинг, цель которого в том, чтобы писать тексты для продуктовых интерфейсов.

Брендинг

Создание фирменного стиля для бренда через образы: создание логотипа и символики, подбор цветовой палитры, оформление мерча, тематическое оформление интерьера, физических и виртуальных предметов. Брендинг создаёт вселенную, в центре которой находится разрабатываемый бренд. Дизайнеры, занимающиеся брендингом внутри компании, как правило называются отделом маркетинга.

Мáркетинговый дизайн

Он же рекламный, он же агентский. Красочный подвид дизайна, который ориентирован на цели маркетинга: привлечение внимания к продукту и продажу при помощи дизайна и графики. Онлайн: баннеры, рекламные ролики, лендинги, посты в соцсетях. Офлайн: рекламная полиграфия и мерч. Маркетинговый дизайн тесно связан с брендингом и служит его целям.

Также сюда можно отнести коммуникационный дизайн, цель которого передать маркетинговую коммуникацию.

📌
В интерфейсах маркетинговый дизайн может вступать в противостояние с продуктовым. Пример: когда отдел маркетинга хочет сделать продающий баннер побольше и поярче, продуктовая составляющая сопротивляется и пытается отстаивать интересы пользователей, которых большой баннер будет раздражать.

На этом я завершаю первую версию обзора видов дизайна. Она далека от завершения, но надеюсь, что она уже поможет сориентироваться, что должно быть в портфолио, а что нет.

Другие виды (на потом)

Основы дизайна
Основы дизайна

— образовательный телеграм-канал об интерфейсах, продуктовом дизайне, инструментах для него, о карьере дизайнера и эмиграции Опечатки и обратную связь автору → @okunev