Про любовь к делу и выгорание
Про любовь к делу и выгорание
💔

Про любовь к делу и выгорание

Автор: Саша Окунев. 29 декабря 2020 Фото: Marie Michelle Bouchard

Сегодня расскажу свою историю и поделюсь опытом о серьёзной проблеме, с которой несколько раз сталкивался сам. Поговорим про то, как мы находим и теряем смысл.

❤️ Первое вдохновение

Когда-то в середине нулевых мне на глаза попался первый выпуск русского издания Digital Creative Arts. Из него просто сочилось вдохновение, новые образы и идеи, которые открыли для меня графический дизайн. Листая его, я очень увлёкся темой графики. Когда я начинал, я не воспринимал дизайн работой, это был чистый кайф и чудо созидания чего-то ценного из пустоты. Я сидел и в одиночку ковырял фишки Фотошопа и Иллюстратора, пытался что-то верстать на чистом HTML и таблицах. Но у меня захватывало дух от одного только словосочетания «интерактивный дизайн». Мечтал пойти учиться в БВШД, но не было денег. Жадно разглядывал красивые сайты и пытался их копировать. Мои работы казались мне новыми и интересными. Оставим за скобками, что это было довольно посредственно и рядом просто не было людей, которые были готовы дать хороший фидбэк.

Со временем у меня накопилось достаточно опыта, чтобы на этом зарабатывать первые небольшие деньги, и я был самым счастливым раздолбаем на планете: каждый мой проект был на новую тематику: то СМИ про путешествия, то сайт звукозаписывающей студии, то известный фотограф, то отель в Швейцарии, то команда каскадёров. Все заказы приходили по сарафанному радио. Я наслаждался разнообразием тем и свободой: не было графика работы, не было постоянного дяди, на которого надо работать.

Когда мои сайты стали стоить 30 000 ₽, мне казалось, что успех достигнут, ведь мне платят за то, что я не считаю работой, что я делаю легко и с удовольствием. Я был «сам себе агентство», нырял в любимое занятие и упарывался без памяти и отдыха, ведя 4 проекта параллельно, знакомился с новыми людьми. При этом, рядом не было никого, кто мог бы меня остановить и сказать, что я творю дичь.

Я сливал возможности учиться и тратил свою влюблённость в дизайн на мимолётные проекты.

Потом наступил период, когда проекты стали похожими и ощущение новизны стало стираться, а поднимать ценник я не осмеливался, боясь растерять клиентов. Поскольку я всё делал один, я недооценил важность команды. Те люди, которые попадались мне на пути, не были надёжными. Я пришёл к вредному выводу: «если хочешь, чтобы что-то было сделано, сделай это сам». Проекты становились сложнее, стали требовать всё больше моих ресурсов и навыков. Невозможно было одинаково хорошо рисовать макеты, верстать, писать HTML, CSS, JS, PHP-код, натягивать вёрстку на CMS, общаться с клиентами и продавать новые проекты. Я стал понимать, что всё это меня разрывает на части. Учиться и отдыхать было некогда, ведь надо было закрывать задачи и платить по счетам.

А если не учишься новому, неминуемо теряешь вдохновение и движешься к выгоранию.

💔 Первый бёрнаут

В 2013 я вырвался из съёмной комнаты и устроился на офисную работу в небольшую дизайн-студию. Стал делать только то, что у меня лучше всего получалось: рисовать макеты. Больше никакой вёрстки и мучительной возни с кодом. Это позволило продержаться несколько месяцев и восстановить силы. Но потом я совершил глупость и взял крупный дорогой проект, который делал всё свободное время вместо отдыха и сна. Меня завораживали масштабные заказчики и я не мог отказаться сделать сайт компании, которая владеет почти сотней аэропортов по всей России. Удивительно, что этот дизайн до сих пор работает. Работа над этим проектом растянулась на несколько месяцев и стоила мне основного места работы, где ко мне хорошо относились и нормально платили. Тогда я с треском сгорел в первый раз.

На месте любимого дизайна в моей голове зияла чёрная пустота. Я возненавидел то, чем занимался и чувствовал огромную панику, когда мне приходилось докручивать даже самые мелочи в макетах.

Это было настолько ужасно и неконтролируемо, что я вообще не мог открывать Фотошоп. Я дал себе слово никогда больше не заниматься дизайном и какой-либо IT-работой, потому что меня тошнило и выворачивало наизнанку. У меня не было денег проработать этот вопрос с психологом, поэтому, я искал решение наощупь.

❤️ Репбазы, год тишины, дочка

Чтобы восстановиться, мне потребовался целый год дауншифтинга, когда я работал на репетиционных базах администратором за 18 000 ₽ в месяц. Я был счастлив, жил впроголодь, продавал технику и много занимался музыкой. Смена деятельности + океан времени — это железобетонное лекарство от выгорания.

Когда в 2014 я узнал, что у меня будет дочь, я понял, что могу вернуться к дизайну. Много учился новому, чтобы получить работу в крупной компании, связанную с дизайном интерфейсов. Так я попал в Почта Банк. Теперь я знал, что такое настоящий голод и зачем я здесь. Я был готов убивать и работать за троих. Новый импульс вдохновения был такой мощный, что его хватило на целых два года интенсивной работы, ведения телеграм-канала и учебник про Фигму.

💔 Ссора

Но в 2018 похожая ситуация случилась в Газпромбанке, когда я в одно лицо разработал дизайн веб-версии интернет-банка. Первое время это было увлекательное занятие, но примерно через полгода количество работы стало расти неконтролируемо. Чтобы не срывать сроков, я брал работу на выходные и приезжал домой в 4 утра. У меня уже не было проблемы с недостатком скиллов в моей специализации, но я чувствовал, что не делаю абсолютно ничего нового. Деньги стали зарабатываться легко, но перестали приносить радость, поскольку всё моё внимание снова занимала погоня за закрытыми задачами. Как и в 2013, рутина снова победила, потому что я не успевал вдохновляться новым и отдыхать. Я построил мощный UI-кит, но мне пришлось оставить его и уйти из компании из-за конфликта с руководителем. И так я потерял интерес к дизайну снова.

Мой телеграм-канал, который всегда был отдушиной и источником вдохновения, также стал невыносимым бременем, потому что в него нужно было что-то писать, и я не понимал, зачем. Я больше не мог писать о дизайне. Не хотелось размещать рекламу бесконечных дизайн-курсов, а сам канал я никак не монетизировал. На донаты всерьёз никогда не рассчитывал. Даже самый успешный мой проект — учебник про Фигму— был отложен на полку почти на два года. Так и не дописаны главы про Auto Layout и прототипы. Так и не выложена английсккая версия, которую так долго переводила моя жена. Теперь я вернулся к ним, об этом напишу отдельно.

❤️ Коворкинг и второй год тишины

Мне снова помогло восстановиться свободное время и новые занятия. Сессии с психологом помогли справиться с обидой и яростью из-за того, что у меня отняли моё детище — дизайн-систему. На весь 2019 год я залёг на дно в коворкинге на Войковской и кайфовал, изредка делая дизайн мобильных приложений, когда хотелось. Много времени я уделил iOS-разработке и это позволило переключиться на то, чего не знал. Но в итоге это так и осталось хобби, которое выполнило свою восстанавливающую функцию. Почти через год старый знакомый из Почта Банка пригласил меня в Ozon дизайнером, и это было очень кстати. Я отлично отдохнул от дизайна и был рад к нему вернуться снова. В Озоне за год мне удалось построить не меньше, чем в Газпромбанке, и при этом я не ощущаю надрыва. Наконец, мне удалось достичь баланса.

Какие выводы я сделал

  • Выгорание — это потеря смысла и цели. Когда идёшь к цели, это даёт вдохновение, особенно, если видишь прогресс. Но если достигнешь желанной цели, что дальше? Если нет плана на этот счёт, радость победы продлится недолго.
  • Выгорание не зависит от количества денег. Я сталкивался с ним и когда был на мели, и когда получал хорошую зарплату.
  • Можно выгореть как от недостатка контроля, так и от его переизбытка. Надорваться можно и от того, что всё вокруг слишком сложно, и от того, что понятной и знакомой работы слишком много.
  • Чтобы не выгорать, нужно позволить себе балбесничать. Не нужно идти на поводу у культа продуктивности. Не нужно сжимать стальные булки и занимать каждую секунду своей жизни работой и делом. Мы должны выделять время на то, чтобы делать Великое Ничего. Это тоже часть профессии. Мы должны делать то, что нам нравится: смотреть в стену или гулять по улице, отключать рабочие уведомления после 18 вечера. Это позволит построить более осмысленную и приятную карьеру в творческой профессии.
  • Чтобы не выгорать, можно читать канал Чтобы не выгорать. Я не знаю этих ребят и они мне не платили, но пишут классно.
  • Дауншифтинг может восстановить силы, но вечно отрицать свою основную профессию невозможно. Если ты дизайнер интерфейсов, не быть тебе администратором репетиционных баз.
  • Я бы дал себе-прошлому совет на раннем этапе не торопиться смешивать любимое дело с заработком денег, потому что вслед за этим приходит скучная рутина, когда ты, словно обезьянка, танцуешь знакомый танец за конфетку. Как следствие, ты остаёшься на низком уровне и теряешь изначальное вдохновение и цель. Рутина в больших количествах убивает вдохновение и приводит к выгоранию.
  • Прежде чем решить зарабатывать на любимом, хотя бы полгода-год нужно посвятить неторопливому и вдумчивому изучению предметапод руководством опытных наставников, это даст совершенно другой уровень мышления и навыков.
  • Когда у тебя низкий уровень, ты делаешь доступные тебе задачи. Если ты ничего не будешь менять, твой уровень от количества закрытых задач кардинально не вырастет, не вырастут и заработки. Поэтому, чтобы прокачаться, нужно учиться принципиально новому и иметь на это ресурсы на старте. Либо иметь основную работу и параллельно учиться любимому.
  • Когда у тебя высокий уровень, ты щёлкаешь любые задачи в своей области знаний. Если не появляется ничего нового и нестандартного, рано или поздно это становится так же скучно, как делать задачи на низком уровне.
  • Единственный способ не скучать и не выгорать, который мне удалось найти — всё время искать темы, в которых я ещё не разбираюсь. Классно, когда это получается делать в рамках основной области навыков. Тогда развитие получается плавным. Дизайнеру интерфейсов развиваться можно либо вверх, в руководящую роль, либо в стороны, в смежные области: он может стать iOS-разработчиком или уйти в UX-исследования, моушн или брендинг. Я выбрал первый путь и стал дизайн-лидом.
  • Я снова понял, зачем писать в канал и дописывать книгу. Появилась возможность делать дизайн ради удовольствия, а не чтобы заработать денег, и тогда я стал открывать для себя что-то новое в уже знакомом. Теперь у меня есть команда и я снова учусь новому, уже как тимлид. У меня появились новые открытия, которыми я хотел бы делиться.

/designer — образовательный проект о продуктовом дизайне и инструментах для него. Об интерфейсах, карьере дизайнера и эмиграции

Наверх: