О неочевидном

Автор: Александра Королькова

Текст записала Полина Соколова, отредактировал Саша Окунев. Опубликовано с разрешения автора.

Подписывайтесь на ютюб-канал Александры Шрифтовой видеоблог, а также на телеграм-канал Живая типографика.

image

Почему иллюстратору важно хотя бы немного изучать шрифт и разбираться в нём?

Работа со шрифтом менее очевидна, чем кажется. Недостаточно только хорошего вкуса и чувства пропорций, чтобы грамотно подобрать шрифт и поставить его рядом с иллюстрацией. Недостаточно просто выбрать шрифт как референс, чтобы перерисовать буквы.

Пример взаимодействия: красные линии рифмуются с надписями
Пример взаимодействия: красные линии рифмуются с надписями

Искажение восприятия букв

В кириллице есть четыре основных конструкции знаков:

  • прямые строчные
  • прописные
  • курсивные строчные
  • рукописные

Большую часть времени когда мы читаем шрифт в книге или на экране, мы видим строчные буквы.

image

Если перед человеком стоит задача нарисовать буквы, он вспоминает либо прописные, либо рукописные. Так происходит, потому что прописные он изучал в детстве, когда учился читать. Рукописные же он может вспомнить, поскольку по ним учился писать.

image

А вот те буквы, которые мы чаще всего читаем, мы не учим сознательно. Вспомнить, как они пишутся, неподготовленному человеку практически нереально. Если он не задумывается о том, что есть разные варианты написания, он никогда не вспомнит как выглядит, например, строчная буква «б».

Оптическая компенсация

Есть ещё и такая вещь, как оптическая компенсация, и её тоже важно учитывать. Совет для дизайнеров: если вы начинаете рисовать какие-то буквы, допустим, в логотипе, нельзя делать это точно по геометрической сетке. Чтобы круг и квадрат выглядели одного размера, круг должен быть больше по высоте, чем квадрат. Его верхний и нижний края должны выходить из сетки. Если не компенсировать круг, делая его больше, он будет казаться меньше квадрата с такой же высотой.

Круг слева кажется меньше квадрата, круг справа примерно равен по визуальному весу
Круг слева кажется меньше квадрата, круг справа примерно равен по визуальному весу

То же самое и с треугольником: его тоже нужно компенсировать. Это касается и букв. В любом хорошем шрифте круглая буква всегда будет выше, чем прямоугольная. Додуматься до этого самостоятельно довольно затруднительно.

Поэтому, шрифт — это такая вещь, которую следует целенаправленно изучать.

Какие можно выделить способы взаимодействия

Есть три основных способа:

  1. Буква — как объект изображения
  2. Когда шрифт и изображение — субъекты единой композиции
  3. Иллюстрация + текстовый блок

В следующих частях мы поговорим о каждом из них.

Чтобы не пропустить следующие части об оставшихся способах, подпишись на /designer.

/designer/designer

— образовательный телеграм-канал о продуктовом дизайне и инструментах для него, о карьере дизайнера и эмиграции. Опечатки и обратную связь → @okunev