Автор: Александра Королькова
Текст записала Полина Соколова, отредактировал Саша Окунев. Опубликовано с разрешения автора.
Подписывайтесь на ютюб-канал Александры Шрифтовой видеоблог, а также на телеграм-канал Живая типографика.
Таймкод этой части: 24:36
В этой части
Разберём случай, когда иллюстрация и текстовый блок не равнозначны. Иллюстрация и массив текста стоят друг от друга отдельно.
В первую очередь стоит отойти от мышления колонками. Совершенно не обязательно, чтобы в результате получилась полоса текста и вертикальная картинка прямоугольного формата. Нам может казаться, что когда-то всё так верстали, но на самом деле — нет.
Вот книга XVI века. Посмотрите, насколько современно смотрится вёрстка! Её хочется разглядывать, потому что иллюстрации, вписанные в куски текста, интересно взаимодействуют друг с другом из-за сходной формы.
Если вы работаете с большим массивом текста и иллюстрациями, стоит подумать о том, как это может выглядеть интереснее, чем два прямоугольника рядом. И не имеет значения, дизайнер вы или иллюстратор.
Вот ещё один пример из детской книги, где иллюстрации вписываются в текст:
Что следует учитывать
- Пластическое соответствие шрифта и иллюстрации уже не на уровне «буква + изображение, а на уровне общего тона страницы
- Выбор подходящего шрифта. Об этом мы уже начали говорить в предыдущей части: Способ 2. Когда шрифт и изображение — субъекты единой композиции
Разберём каждый из пунктов подробнее.
1. Пластическое соответствие и тон страницы
Пример из моей практики: вот разворот текста из греческой книги, для которой я делала шрифт:
Шрифт получился очень светлый. Когда для этой книги мы подбирали стилистику иллюстраций, мы столкнулись с проблемой. Оказалось очень сложно подобрать их так, чтобы они не убивали текст.
Данный шрифт — историческая реконструкция. Оригинальный шрифт 1930-х годов был именно такой светлый, и клиенту было важно это сохранить. Когда дизайнер книги попытался поставить в этот макет разноцветную и довольно массивную картинку, оказалось, что она затмевает шрифт.
В таком макете читатель будет обращать внимание только на картинку, а на текст вообще не посмотрит. Идеально сработало бы что-нибудь тонкое и чёрно-белое. Возможно, подошла бы гравюра. Я очень надеюсь, что в следующих томах она там и окажется.
2. Выбор шрифта
Стилистика шрифта должна соответствовать длине текста.
Чем текст длиннее, тем шрифт должен быть спокойнее. Если текст совсем короткий, то шрифт может быть любым, даже абсолютно диким.
Длинные тексты следует набирать спокойными шрифтами. В них важнее передать смысл, а не визуальную стилистику. Шрифты, которые привлекают внимания.
Если же важно передать характер сообщения через шрифт, он должен соответствовать характеру и тематике текста.
В прошлом посте мы уже говорили про воображаемую ось характера шрифта.
Текст ниже прочитать невозможно, при том что шрифт очень даже хорош. Но он хорош, когда мы видим несколько букв крупно.
Как только мы начинам его уменьшать, то сразу пропадает и вся красота букв, и весь смысл надписи:
Что ещё важно?
Качество шрифта играет решающую роль как и в длинных текстах, так и в коротких надписях. Помимо удобочитамости, важно уделять внимание соединения букв и ритму текста.
Вот пример, в котором нарушен ритм и сделано много грубых ошибок в конструкции.
При чтении этого небольшого текста дискомфорт неизбежен:
Там описаны главные принципы, начиная от ритма в тексте и заканчивая конкретными конструкциями букв.
Продвинутый способ выбора шрифта
- Понимаем задачу, для которой мы подбираем шрифт
- Понимаем, какие нам нужны параметры и пропорции
- Характер шрифта, эмоции и его история
- Знаковый состав, а также качество кириллицы
- Цена лицензии. Может быть важным фактором, если шрифт не относится к бесплатным
Книга «Живая Типографика»
Старое издание «Живой типографики» в виде PDF доступно на /designer:
Живая типографика — А. Королькова (PDF 2007)
- В бумажном виде книгу уже не найти, однако, Александра работает над новой версией, о прогрессе пишет в канал Живая Типографика. ⏹️
Способ 1. Буква — объект изображения
Способ 3. Иллюстрация + текстовый блок
→ Способ 3. Иллюстрация + текстовый блок
Чтобы не пропустить новый контент, подпишись на /designer.
/designer — образовательный телеграм-канал о продуктовом дизайне и инструментах для него, о карьере дизайнера и эмиграции. Опечатки и обратную связь → @okunev