Автор: Александра Королькова
Текст записала Полина Соколова, отредактировал Саша Окунев. Опубликовано с разрешения автора.
Подписывайтесь на ютюб-канал Александры Шрифтовой видеоблог, а также на телеграм-канал Живая типографика.
Таймкод этой части: 6:56
В этой части
- Что может пойти не так
- 1. Пластическое соответствие по Фаворскому
- Пример 1 Погладь ежа
- Пример 2. Погладь ежа
- Когда придётся рисовать
- 2. Историческое соответствие и характер шрифта
- Шкала для определения характера шрифта
- Шрифтовой круг для определения характера
- В выборе характера исходим из задачи
- 3. Качество букв в шрифте и их скелеты
- По теме
Не будем говорить, что они «равноправные субъекты». Как правило что-то всё-таки преобладает: Либо важнее иллюстрация, а шрифт должен ей не мешать. Либо надпись, а иллюстрация её поддерживает.
Скажем, что они субъекты единой композиции, и должны работать вместе.
Я привожу картинки из сохранённого из интернета, чтобы было видно, насколько хорошо могут стоять рядом изображения и шрифт. Это может быть как готовый наборный шрифт, просто поставленный рядом с картинкой, так и шрифт нарисованный специально художником для того, чтобы он стал частью композиции.
Это может быть обложка детской книги:
Или разворот журнала VOGUE до какой-нибудь конструктивистской композиции.
Это может быть надпись поверх изображения или рядом с ним.
Это может быть большая типографическая композиция, в которую встроен фрагмент иллюстрации или фотографии.
Я показываю много советских детских книг, потому что выбор шрифтов в то время был достаточно ограничен. Чтобы шрифт удачно соседствовал с иллюстрацией, художникам часто приходилось рисовать буквы самостоятельно.
В любом случае они должны как-то взаимодействовать, поскольку стоят рядом.
В современной практике теперь чаще бывает наоборот. Когда дизайнеры хотят показать какой-то шрифт красиво, подбирают картинку так, чтобы она подчёркивала буквы. И то, и другое — это две стороны одной медали, взаимодействие субъектов.
Что может пойти не так
- Пластическое и графическое соотношение шрифта и иллюстрации. Этот пункт в опасности, если шрифт рядом с картинкой ставит дизайнер, которому всё равно, что это за картинка.
- Историческое соответствие шрифта и иллюстрации. Об этом поговорим ниже.
- Качество букв выбранного или нарисованного шрифта. Этот пункт в опасности с противоположной стороны, когда иллюстратор не разбирается в шрифте и случайно выбрал что-то неподходящее.
1. Пластическое соответствие по Фаворскому
В его работах достаточно сложный для восприятия текст, однако, на мой взгляд, ему стоит уделить время и узнать, что Фаворский говорил о букве как о пластическом изображении.
Для этого сейчас уже совсем не обязательно искать толстую бордовую книгу статей, а достаточно зайти на сайт журнала «Шрифт». Ребята в удобной и краткой форме опубликовали всё, что Фаворский писал о буквах.
Классификация шрифтов, которую предлагал Фаворский, совершенно не похожа ни на что другое.
Фаворский не делит шрифты на «шрифты с засечками», «шрифты без засечек», «шрифты Ренессанса», «шрифты Барокко» и так далее. Он делит шрифты на «объёмные», «пространственные», «цветные» и «скелетные».
Это позволяет понять, как с плоскостью взаимодействуют изображения и буквы. Для того чтобы понять этот момент, можно мысленно проделать простенькое упражнение.
Перед вами три картинки и три надписи:
Можно мысленно соотнести надписи с картинками и представить, какая с какой будет лучше стоять рядом.
Для такого взаимодействия есть простое правило:
Изображение и текст стоит ставить рядом примерно в одном масштабе: чтобы размер мелких деталей на иллюстрации примерно соответствовал размеру мелких деталей в шрифте.
Если нет задачи специально сделать текст или иллюстрацию доминирующей, по умолчанию они должны быть примерно равноправны:
Самый большой кусок условного чёрного в иллюстрации должен соответствовать самому большому куску условного чёрного в тексте.
Если у нас какая-то мелкотравчатая гравюра, то рядом с ней надо ставить тоненькую антикву. А если у нас конструктивистское изображение с большими плоскостями, то, скорее всего, речь идет о том, чтобы крупно поставить рядом жирный гротеск.
То есть, если мы поставим рядом тонкую иллюстрацию ёжиков и текст, набранный антиквой, это будет выглядеть так:
А может ли быть как-то по-другому? Что произойдёт, если мы сделаем не так? Ну, например, облегчим надпись.
Если шрифт мельче и тоньше, то видно, что картинка его забивает, при том, что картинка очень лёгкая и воздушная. Тем не менее, текст выглядит слабым и необязательным дополнением.
А если поставить текст ярче, то он наоборот будет забивать картинку, и окажется, что мы должны в первую очередь смотреть на текст, а сбоку окажется какая-то дополняющая иллюстрация.
Внутреннюю драматургию мы можем выстраивать за счёт того, что ярче и что больше привлекает к себе внимание. Мы сами как дизайнеры определяем, что должно притягивать зрителя, на что он должен смотреть в первую очередь.
Пример 1 Погладь ежа
Классический подход к такой постановке иллюстрации и надписи — это подбирать их пластически близкими друг к другу.
Раз уж мы начали тему ежей, то вот пять иллюстраций с ежами, к которым подобраны надписи.
Пример 2. Погладь ежа
Шрифты подобраны так, чтобы более-менее соответствовать картинке по пластике.
Если картинки перемешать с надписями, будет скорее хуже, чем лучше.
Когда придётся рисовать
Дальше резонный вопрос: а что, если на иллюстрации у нас нет чётких линий и тех самых чёрных штрихов, которые должны соответствовать штрихам в букве? В этом случае, скорее всего, придётся буквы рисовать с нуля.
Вспомним иллюстрации Владимира Лебедева для советских детских книжек. Это тот случай, когда из-за специфической техники исполнения иллюстрации наборный шрифт очень сложно поставить хорошо, практически невозможно. Любой шрифт будет смотреться рядом с ней инородно.
Исполнение шрифта и иллюстрации может быть в какой-то единой технике, допустим, в виде штампа или аппликации, но если иллюстрация явно сложная, и если в ней явно нет чего-то, что можно трактовать как чёрное, то, скорее всего, шрифт к ней придется рисовать.
Поэтому обложки своих книг он рисовал полностью, чтобы шрифт и картинка абсолютно соответствовали друг другу по стилистике. Шрифт становится частью изображения.
Так делал не только Лебедев. Примеры аналогичного взаимодействия шрифта и изображения есть и у других иллюстраторов: Острова, у Мавриной.
И вполне себе современные иллюстраторы Алексей Ляпунов и Лена Эрлих по той же причине рядом с наброском ставят именно рукописную надпись, которая сделана тем же инструментом.
2. Историческое соответствие и характер шрифта
Следующий момент — это соответствие шрифта и изображения с точки зрения характера и истории. Когда в кино, повествующем о 30-х годах ХХ века вдруг появляется Arial, это смотрится нелепо. И все, кто разбирается в шрифтах, смотрят на это с усмешкой. Чтобы такого не было, нужно учитывать, в какую эпоху шрифт появился. Если такой возможности нет, стоит смотреть на характер картинки, чтобы хотя бы с ним не ошибиться.
Тут, например, довольно очевидно, какой шрифт к какой картинке относится:
Чтобы исключить несоответствие, следует стараться подобрать что-то наименее агрессивное и конфликтное.
Чем ярче характер шрифта, тем сильнее он будет отсылать к определённой исторической ассоциации, и тем легче ошибиться.
Попробуем набрать какие-нибудь надписи максимально неподходящими для этого шрифтами:
Шкала для определения характера шрифта
Характер для шрифтов — аналог насыщенности для цветов. Можно представить воображаемую шкалу от самых незаметных и спокойных шрифтов до самых характéрных:
Чем ближе мы к незаметному, нейтральному концу оси, тем легче будет шрифт подходить к любому изображению, но тем скучнее это будет выглядеть.
А чем дальше мы к яркому и выразительному концу оси, тем, в случае хорошего подбора, эффект будет мощнее, но в случае ошибки это может вызвать смех. Также в этом случае может пострадать читаемость.
Стоит ли всегда выбирать что-то абсолютно нейтральное и поэтому безопасное? Вопрос остаётся открытым и зависит от наших целей.
Шрифтовой круг для определения характера
Идею со шкалой можно продолжить и переложить на плоскость. На ней находится круг. Он разделён на сектора, по аналогии с цветовым кругом. Он поможет более точно подбирать характер.
В середине круга пусть будут нейтральные шрифты. Они незаметны и функциональны, поэтому все похожи друг на друга.
По краям — шрифты с ярко выраженным характером. Чем больше отличаются шрифты по характеру, тем дальше друг от друга на круге они будут находиться.
Например, рубленный техногенный шрифт и мягкий-съедобный по краю круга будут разнесены в разные части круга, поскольку сильно отличаются друг от друга.
В выборе характера исходим из задачи
В качестве примера игры с характером можно привести выбор цвета в верхней одежде королевы Елизаветы II.
Она часто одевалась в яркие цвета, и это было частью её образа. Сразу было понятно на групповой фотографии, что там в толпе — это королева. Если бы она надела что-нибудь нейтральное серое и коричневое, мы бы могли её и не узнать. Выбор цвета происходит, исходя из задачи. У королевы была задача быть выразительной.
А вот пример, когда радикально не угадали:
Это настолько плохо, что уже хорошо. Я её видела в жизни. Тут и к смыслу текста шрифт подобран прекрасно, и название к смыслу подобрано замечательно, — такое встретишь один раз в жизни и не забудешь никогда.
3. Качество букв в шрифте и их скелеты
Мы об этом начинали уже говорить в части подбор шрифта, что не стоит гуглить что-нибудь вроде «скачать красивые шрифты». Но если глубже погрузиться в эту тему, важно понимать, что буква — это не кусок пластилина, это не просто какой-то контур, с которым может происходить что угодно.
Я пыталась нарисовать максимально ужасную букву, но коллеги мне сказали, что она всё-таки довольно милая и накидали картинок, на кого она похожа. Но тем не менее, наверное, так рисовать буквы не стоит.
Что важно, если рисуем буквы руками?
Важно понимать, что у буквы есть скелет.
Первоначально он появился из-за того, что букву писали неким инструментом.
Из этого исходит мой совет для иллюстраторов — поизучать каллиграфию. Это даст понимание, в какой последовательности пишутся штрихи в буквах.
Полезно попробовать рисовать что-то похожее на реальные наборные буквы. Потому что когда мы пишем разными инструментами, у нас получаются разные скелеты, и это влияет на конечную форму. Чёрное и белое распределяется по-разному. Это важный момент, который позволяет выяснить, как устроена каждая буква.
Здесь буквы написаны разными инструментами, а здесь их скелеты. И видно, что скелеты тоже получаются разные.
По теме
Как дизайнерам, так и иллюстраторам полезно посмотреть хотя бы одну книгу по леттерингу.
Видео-лекция про скелеты, инструменты и возможность писать кириллицу ширококонечным пером. В нём есть ссылки на людей, за которыми стоит наблюдать, потому что они реально хорошо рисуют русские буквы.
Способ 1. Буква — объект изображения
→ Способ 2. Когда шрифт и изображение — субъекты единой композиции
Продолжение следует. Чтобы не пропустить заключительную третью часть об оставшихся способах взаимодействия шрифта и иллюстрации, подпишись на /designer.
— образовательный телеграм-канал о продуктовом дизайне и инструментах для него, о карьере дизайнера и эмиграции. Опечатки и обратную связь → @okunev