Где смотреть образцы?
Есть много статей про то, как оформить портфолио. Чтобы показать какие-то примеры, я захожу обычно в Гугл и пишу «Best product design portfolios examples». Здорово, что в наше время Гугл работает так, что первые ссылки чаще всего ведут на что-то полезное.
Мы сейчас кратко пробежимся, посмотрим, как может выглядеть портфолио.
Смотришь там портфолио и думаешь, что ты вообще ничего не умеешь.
Я рекомендую Cofolios, потому что они собирают портфолио ребят, кто поступает на стажировку в top tech companies.
Можно что-нибудь оттуда почерпнуть, взять примеры, приёмы. Не обязательно брать портфолио целиком. Важно смотреть на то, как это технически оформлено.
Где делать портфолио?
Обычно желательно, чтобы портфолио было онлайн.
- Notion
- Тильда
- Фигма
Можно сделать в Notion, там есть даже такой темплейт.
На Тильде портфолио делается очень быстро. Там тоже есть все необходимые темплейты, все нужные странички. Если у вас есть контент, можно сделать портфолио, которое просто работает в вебе буквально за два дня.
Я видел пример таких портфолио, они выглядят довольно хорошо, но у них есть пара минусов.
В Фигме можно попытаться сделать какой-то аналог кликабельного прототипа сайта. Это будет немного странно выглядеть, потому что там будет фигмовский инвайронмент: огромные ссылки странного вида, картинки, которые очень долго загружаются. Вот это, мне кажется, довольно критичный момент.
Обычно ни у кого нет времени долго смотреть вашу работу. Может запросто произойти такая ситуация, что ваша большая страница откроется без картинок, которые подгрузятся только через пару минут. Скорее всего, человек за это время уже закроет этот сайт.
Cамый быстрый и рабочий вариант — это Тильда или какие-то аналоги.
Визуальная структура
Желательно, чтобы портфолио начиналось сразу с ваших проектов. Не надо длинных вступлений, больших красивых видео-заставок на весь экран — пусть сразу будут перечислены проекты в виде превью.
Тайтл. Слева должен быть крупно написан тайтл (чёрный прямоугольник) в половину этой превьюшки. Здесь вы можете написать название вашего приложения.
Сабтайтл. Ниже пишете сабтайтл, например, «mobile iOS app» или «Android app» или «Desktop app».
Превью. И справа — огромное превью вашего продукта. Это может быть мобильное приложение или десктопное приложение, и по нему сразу должно быть понятно, что это за проект, и что вы — дизайнер, который делает, например, мобильные приложения или десктопные приложения, и так далее.
Желательно сделать так, чтобы когда ваш пользователь — рекрутер или дизайнлид — нажимал на это превью, внутри он увидел то же самое и на первом слайде. Он должен видеть, что это за проект, как он называется, что это такое физически (десктопное приложение или мобильное).
Что желательно перечислить в Case Study
- Что это за продукт.
- Кто ваши пользователи, какие у этих людей проблемы, почему и зачем вы вообще начали делать этот продукт. Это должно быть написано в самом верху, сразу после заголовка.
- Какой был процесс? Что была за команда? В какой момент вы к ней присоединились? Вы пришли, и был какой-то стрёмный дизайн на этот момент, или уже было всё хорошо, была готова дизайн-система, а вы делали какие-то кусочки.
- Результаты вашей работы. Вы пришли в эту команду, что-то сделали, чего-то добились. Например, выпустили новый функционал в рекордно короткое время или он принёс бизнесу (пользователю) какую-то пользу.
- Как вы взаимодействовали в работе над проектом с дизайн-системой. Вы её поддерживали самостоятельно / у вас есть отдельная команда в компании, кто её делает, а вы только ей пользуетесь / вы вообще главный ответственный за эту дизайн-систему / когда вы пришли в компанию, её не было, а благодаря вам она появилась.
- Как вы общаетесь с пользователями. Вы попробовали что-то сделать, а потом созвонились с пользователем, показали ему или протестировали что-то.
- Показывайте ваши наброски, схемы, скриншоты. Я видел, вставляют скриншоты со звонков, встреч — очень круто. Естественно, не надо нарушать правила: стоит замазывать людей, блюрить часть скриншотов. Обычно людям при приёме на работу нравится смотреть на процесс, насколько сильно вы погружены, чем конкретно вы занимались.
Вопросы
Какой должен быть уровень работ?
Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Если говорить про портфолио, у вас должен быть, как минимум, один проект. Желательно, чтобы их было несколько, но подробно описанный хотя бы один. Про что в проекте должно быть рассказано, я перечислил.
Какого уровня проект? Чем лучше уровня у вас будет проект, тем лучше. Старайтесь делать высокого уровня.
Как быть с портфолио и NDA в предыдущих компаниях?
Есть разные практики.
Можно закрывать sensitive информацию, подменять данные, что-нибудь переделывать. Перекрасить, поменять имена пользователей.
Я думаю, в общем случае работу можно почти всегда презентовать так, чтобы не нарушить никакие правила, обещания и законы.
Behance уже не подходит для портфолио?
Не знаю, мне кажется, подходит.
Почему я не назвал Behance у себя в рекомендациях? Мне кажется, что у Behance другая цель. Когда вы делаете проект на Behance, нужно его сделать таким, чтобы его все полайкали. Также Behance очень публичный.
Своё собственное портфолио вы можете сделать более закрытым, навесить на него пароль, чтобы про него никто не знал, кроме человека, который будет рассматривать вас на вакансию.
Поэтому если у вас все проекты открытые, и вы можете совместить так, чтобы был и продуктовый рассказ, и при этом все поставили лайки, то подходит.
Стоит ли переводить проекты, к примеру, макеты вёрстки на латиницу? Если да, то к англоязычной версии? Принципиально ли иметь проекты на английском зыке? И можно ли попасть на стажировку или работу со студенческими проектами, где акцент на дизайн-мышлении и технической подготовке?
Само описание портфолио, проектов и резюме обязательно должно быть на английском.
Должны ли быть интерфейсы на английском? Мне кажется, нет, но если у вас есть время их перевести, сделайте это, чтобы люди, которые на них смотрели, понимали, что там происходит. Но это не первоочередная задача. Например, если у вас проекты плохо описаны, то перевод экранов на английский — это точно не первое, чем нужно заниматься.
Можно ли попасть на стажировку или работу со студенческими проектами?
На мой взгляд, легче получить свою первую работу в своей родной стране, пару лет поработать, получить опыт и портфолио. И после этого серьёзно заняться релокацией.
Никто вам не запрещает заниматься этими двумя вопросами одновременно, я просто не знаю таких кейсов. Пробовать можно, но более вероятно найти свою первую работу в своей родной стране. Я думаю, это легче, потому что вы знакомы с компаниями, у вас есть какие-то знакомые, которые могут вас пореферить, опять же, пригласить на стажировку и так далее.
Есть что дополнить? Оставь свои мысли в комментариях.
/designer — образовательный телеграм-канал о продуктовом дизайне и инструментах для него, о карьере дизайнера и эмиграции. Опечатки и обратную связь → @okunev